Главная » Крестьянский быт » Особенности вятского кружева

Особенности вятского кружева

Техника кружева везде одинакова, но плетут в каждой области по-своему. Поэтому и различается кружево кукарское, вологодское, рязанское. Отличается кружево друг от друга художественными приёмами. Кукарское кружево разнообразно в плетении валюшки. Нигде, кроме кукарского кружева, не разрабатываются так богато и решётки – они могут быть со звездочками, ромашками. В одном изделии соединяются две-три разные по типу решётки. Их комбинации придают кружеву особую нарядность и красочность. Решётка помогает основному рисунку-орнаменту. Одним из самых главных отличий вятского кружева считается разнообразие переплетений в одной вещи, которые придают изделию ажурность, легкость, красоту. Особенностью  вятского  кружева можно считать  и то, что кружевницы часто обращаются к мотивам дымковской игрушки.
В вятском кружеве применяют, в основном, растительный орнамент, но, в отличие от вологодского, он решён более узорно. Мастера используют множество разделок, переплетений, включают различную плотность полотнянки. В кружеве кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решётки. Решётка здесь слилась с узором, в силу чего весь кружевной узор приобретает большую нарядность и виртуозность рисунка. Мотивы орнамента представляют собой то звездочки-розетки, то трилистники, акцентирующие ритмическое построение композиции. Создают вятские кружевницы и уникальные произведения, в которых тематическое содержание раскрывается через изображение символических женских фигур, птиц, выделенных разреженным фоном сетки и окружённых растительным орнаментом.
Традиционные парные мерные кружева Кировской области очень разнообразны в применении насновок (элемент кружева), простых сеток, в них часто встречаются ромбические мотивы и угловатые зигзагообразные полосы.
Особую узорность вятскому кружеву придают плетешки с воздушными петельками. Наряду с геометрическими, мастерицы выполняют цветочные орнаменты, построенные часто на контрастных сочетаниях редкой решётки с плотными насновками и полотнянкой. Подобно елецким кружевам, в Кировской области плотность полотнянки неравномерна, меняется и её ширина. В сцепных кружевах центральные решётки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов.
Преобладают сложноузорные динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента.
Для современного кировского кружева типичны сложные сюжетные произведения из суровых и неярких цветных ниток, выплетенные в технике сцепного кружева.
В крупных предметах нередко применяют скань для придания основному рисунку особой рельефности. Отчасти в этом проявляется влияние Вологды. Сегодня, как и раньше, для создания ручного кружева требуются всё те же нехитрые предметы. Деревянная подставка из двух перекрещивающихся рам необходима для поддержания подушки-бубна – небольшого по размеру, туго набитого опилками валика с ровной поверхностью. Наволочка бубна шьётся из светлой ткани, чтобы не испачкать кружево. Назначение бубна – держать прикреплённый к нему рисунок будущего кружева – сколок. Основные инструменты мастерицы – маленькие деревянные палочки с круглой головкой на конце – коклюшки. Их точат из березы или вереса – у них «звон приятнее». Коклюшки используют парами, наматывая одну нить сначала на одну коклюшку, а потом на другую. Во время работы коклюшки ударяются друг о друга, издавая звонкую нежную «мелодию». Вязальный крючок, игла для накола и разные по составу нити также необходимы кружевнице. Но самое основное – ещё до начала плетения придумать и нарисовать будущее кружево. Сделать это может только художник. Любой рисунок кружева состоит всего из четырёх элементов: тесьма-полотнянка (по-вятски называют «валюшка»), фоновая сетка-решётка, плетешок (шнурочек) и насновки (элементы овальной формы).
Нити при плетении используются самые разные – хлопчатобумажные, льняные, мулине, шёлковые, металлические. Сейчас пробуют плести и из синтетических волокон.
Создаются все кружева сейчас в основном двумя способами – парной и цепной техниками плетения.
Отличаются кружева друг от друга художественными приёмами. Следовательно, всем становятся интересны особенности этих художественных приёмов, которые позволяют различать кружево из одной области, из одного центра плетения от других.
Иногда в одном кружевном изделии можно насчитать 5 – 7, а то и более переходов вилюшки. Одна из кружевниц назвала как-то в разговоре вилюшку реченькой. Действительно, очень похоже. Течёт такая реченька по вятскому кружеву и становится то широкой и полноводной рекой, то, как в половодье, разливается на несколько потоков. А то вдруг соберётся в небольшую, весёлую речушку – ручеёк, и весело, игриво продолжает свой путь. Нередко вилюшка украшается сканью – утолщённой, рельефно выделяющейся нитью, идущей по её средине и по краям. В некоторых кружевах, накладываясь одна на другую, вилюшка плетётся внахлест. Такого разнообразия в плетении вилюшки нет ни в одном другом кружеве. Нигде, кроме, как в вятском, не разрабатываются так богато и решётки. Они могут быть со звёздочками, ромашки, самыми разнообразными насновками. В одном изделии соединяются две-три разные по типу решётки. Их комбинации придают кружеву особую нарядность и красочность.
Решётка во многом помогает основному рисунку – орнаменту. Он идёт то плавно и спокойно, то может строиться на динамичных, острых поворотов.
Рисунки разнообразнейших по форме и размерам дорожек, косынок, шарфов, покрывал построены на геометрических формах, и это придаёт всему изделию особую строгость.
Подчас эти геометрические узоры сочетаются с богатейшей орнаментикой, состоящей из растительных и цветочных мотивов, в которых полнее всего раскрывалось своеобразие вятского кружева. Как часто та или иная вещь живо напоминает расцветший луг, а другую можно сравнить с садом, где есть сказочные цветы, которые сплетаются в красивые гирлянды. Не менее интересны кружева парной техники плетения – мерные. Здесь основной узор располагается в центральной части кружева, ограничиваясь с одной стороны кромкой, с другой – волнистым краем – «фестоном», наибольшей разработке подвергается центральная часть. Она состоит из различных геометрических фигур – квадрат, кружков, овалов, треугольников, зигзагообразной ленты. Если плетётся комплект – прошва, край, уголки, то рисунок центральной части повторяется во всём комплекте. По виду рисунки орнамента напоминают предметы реальной жизни, только очень условно трактуемые. Информация взята с http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=25 .

Поделитесь этой информацией с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *