Главная » Крестьянский быт » Особенности в вышивке

Особенности в вышивке

Книг и школ не было, учились друг от друга. В каждой губернии рождалась своя, отличная от других техника вышивки. И вышивка крестом в разных губерниях имеет отличия по виду и цвету. Воронежские узоры вышивались в основном черной нитью, северные – красной. Чем южнее, тем ярче была вышивка, как и окружающая вышивальщиц природа. Цвета пряжи для вышивки были однообразными – красный, малиновый, желтый, синий и зеленый. Объясняется это тем, что красители были растительного происхождения, а число их ограничено. По редине (особое полотно, которое соткано редко из ровной крученой пряжи) вышивали так называемыми счетными швами. Накладывали на ткань по счету ее нитей одноцветную пряжу, заполняли отдельные участки треугольниками, прямоугольниками, квадратами, полосками. Получались особые ритмичные узоры. Такая вышивка получила название «счетная гладь», а ее более совершенная разновидность – «атласники». По полотну, особенно по редине, вышивали также швом «вперед иголку», создавая узоры из геометрических фигур. Этот вид вышивки назвали «браное шитье» и «набор», а его разновидность – «орловский спис».
На Руси вышивка крестом, полукрестом-росписью зародилась тоже давно и выполнялась по счету нитей ткани. Немного позже стали вышивать гладью. На плотном неотбеленном холсте красной пряжей с добавлением синей, зеленой и желтой нити вышивали цветочный орнамент, женские фигуры, птиц, рыбок. Такой способ вышивки назвали «верхошов», т.к. по лицу укладывалась гладь, а по изнанке мелкие стежки – переход нити на лицо. Такой вид вышивки зародился во Владимирской области и называется «владимирская гладь». Также во Владимирской области зародилась и другая разновидность глади – «мстёрская белая гладь». Эту вышивку выполняют по очень тонкому полотну, батисту и маркизету. Традиционно вышивали тонкими белыми нитями по белой ткани, сейчас же вышивают и по цветной ткани нитями в тон. Техника этой вышивки – двусторонняя гладь, подкладная гладь (теневая), гладь с настилом, краевая гладь, тонкие накладные сетки, проколы и прорези, все виды простых швов, россыпь, узелки. Самая сложная техника – стяги, которые выполняют по счету нитей тонкой ткани. С развитием торговли на Русь пришло и «заморское» рукоделие – вышивка шелком, бисером, металлизированной нитью. Хотя использование в вышивке каменьев, особенно речного жемчуга, на Руси существует с давних пор. Одежда бояр, кокошники и душегрейки были расшиты очень богато. Вместе с христианской верой пришло на Русь и золотошвейное искусство.

Источник: http://krasavitca-i-umnitca.ru/istoriya-vyshivki-na-rusi/ .

Поделитесь этой информацией с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *